Комментарии к цитатам
(По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты.
Под ред. Цыбулько И. П )
№
|
Цитата
|
Комментарий
|
Примеры
|
1
|
В языке есть… слова. В языке
есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить
предложения. Л. В. Успенский
|
Слова называют предметы, их
признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов
грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают
смысловой и интонационной законченностью.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
2
|
Один словарный состав без
грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики,
он получает величайшее значение.
Л. В. Успенский
|
Слово называет предметы и
явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его
законы. Наши мысли
оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
3
|
Точность слова является не
только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием
смысла. К. А. Федин
|
Точность – такое качество
речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов
действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а
также соблюдения грамматических норм.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
4
|
Сходство между наклонением условным
и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное
событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли
говорящего. А. А. Потебня
|
Один и тот же глагол можно
употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.
Глагол в изъявительном
наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут
происходить.
Глагол в форме условного
наклонения обозначает действие, которое может произойти только при
определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось.
Глагол в форме повелительного
наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего
собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета.
Таким образом, условное и
повелительное наклонения
глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.
|
Употребление глаголов в
условном и повелительном наклонениях.
|
5
|
Мысль формирует себя без
утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение.
И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин |
Язык – это способ
осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и
процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения.
Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме
с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
|
Лексическое и
синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.
|
6
|
Заставляя героев говорить
друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может
внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он
характеризует своих героев.Литературная энциклопедия
|
Во время диалога происходит
непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Тема общения характеризует
литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной,
профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора
писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для
каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность
построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное
повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
|
Содержание и структура реплик
участников диалога.
|
7
|
Нет таких звуков, красок,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский
|
Предметы, образы, чувства и
мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются
экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп
(синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика,
фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
|
Лексические явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
8
|
К оценке достоинств речи мы
должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и
использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин
|
Языковые единицы: фонема
(звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
Удачно отобранные автором,
они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
|
Использование языковых
единиц.
|
9
|
Грамматика позволяет нам
связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский
|
В языке всё взаимосвязано:
слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по
грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи
организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают
смысловую и интонационную
законченность.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
10
|
Язык не есть только говор,
речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и
нравственных. И. А. Гончаров
|
В речи человека находит своё
выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология.
Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего
/ пишущего.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
11
|
Придание образности словам
постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов. А. А. Зеленецкий
|
Эпитет – образная
характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством
метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать,
подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять
отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),
передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку
и авторское восприятие явления.
|
Использование эпитетов.
|
12
|
Читатель проникает в мир
образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина
|
Труд читателя заключается в
общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во
всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй)
произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний,
оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
|
Лексические
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
13
|
Обладая и лексическим, и
грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами,
включаться в предложение.
И. И. Постникова
|
Каждое самостоятельное слово
обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова
объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых
оформляется мысль говорящего (пишущего).
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
14
|
Местоименные слова – слова
вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются
знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений
«обесценено». А. А.
Реформатский
|
Наряду со словами,
обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество,
есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова
называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть
заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения
понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять
предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
|
Использование местоимений в
тексте.
|
15
|
Что же в языке позволяет ему
выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский
|
Функция общения заключается
во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание
как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в
соответствии с синтаксическими нормами.
|
Содержание и структура
предложений (члены предложения, обращения,
вводные слова и конструкции,
виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
|
16
|
Пунктуационные знаки имеют
своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота,
пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет
свой неповторимый «характер». С.
И. Львова
|
Знаки препинания помогают
пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять
их. В системе письма
каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие).
Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также
содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
|
Функции знаков препинания.
|
17
|
Автор идёт от мысли к словам,
а читатель – от слов к мысли. Н.
Шамфор
|
Всякая мысль связана с ее
языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при
помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли,
чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель
понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
18
|
Выразительность – это
свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое
внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков
|
Выразительно-изобразительные
качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и
грамматическими средствами, тропами и фигурами речи,
интонационно-синтаксической организацией предложений.
|
Изобразительно-выразительные
средства языка.
|
19
|
Устная фраза, перенесённая на
бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин
|
Письменная речь – это речь
зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для
передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные
языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с
помощью букв,
- интонация автора передаётся
с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который
помогает регулировать читательское восприятие,
- различные шрифты и
выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
|
Функции знаков препинания
(многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).
|
20
|
Способность слова связываться
с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова
|
Соединение двух и более
самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически,
называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями
зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.
Способы подчинительной связи:
согласование, управление и примыкание.
|
Способы связи слов и их
выражение в словосочетаниях.
|
21
|
Языком человек не только выражает что-либо,
он им выражает также и самого себя. Георг
фон Габеленц
|
Мысль выражается средствами
языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря
языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится
к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных
сторон.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
22
|
Вернейший способ узнать
человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер –
прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
|
Язык является орудием
выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей.
Он образует органическое
единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии,
моральном облике и характере человека.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
23
|
Художественный текст
заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и
на то, как сказано. Е. В.
Джанджакова
|
При работе над текстом
писатель пользуется большим
арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими,
тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание
(что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как
сказано).
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
24
|
Художник мыслит образами, он
рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка
художественной литературы.
Г. Я. Солганик
|
Притягательная сила
художественного слова – в его образности, носителем которой является речь
(словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о
прочитанном. Художественный
образ создаётся автором с помощью лексических
явлений и изобразительно-выразительных средств.
|
Лексические явления,
изобразительно-выразительные средства
|
25
|
Правила синтаксиса определяют
логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям
народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г.
Чернышевский
|
Жизнь общества отражается в
словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники,
культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора
лексического материала, необходимо установление логической связи между
словами при построении предложений.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
26
|
Самое удивительное в том, что
писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько
оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов
|
Язык заключает в себе
возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного
употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова,
связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно
передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
27
|
Я понял, что человек может
знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же
правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский
|
Словарный запас человека
свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя
знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и
письменной речи.
Разделами грамматики являются
морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис,
изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе
грамматики разработаны орфография и пунктуация.
|
Лексическое и грамматическое
явления, обоснование
орфограммы.
|
28
|
Язык подобен многоэтажному
зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание,
предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет
свою работу.
М. В. Панов
|
Язык – это не нагромождение
звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них
имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык
дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые
обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
|
Употребление языковых единиц
|
29
|
Русский язык… богат глаголами
и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и
мыслей.
Л. Н. Толстой
|
Человека окружают предметы,
для называния которых в языке есть специальные слова – существительные.
Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов.
Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в
словосочетания и
участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего /
говорящего.
|
Употребление форм имени
существительного и глагола.
|
30
|
Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.
Г. В. Степанов
|
Лексическое значение слова
помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в
предложении, чтобы выразить мысль.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
31
|
Язык – это то, благодаря чему,
с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль
Рикёр
|
Язык - универсальный
материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого
употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а
также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения.
Именно предложения являются средством выражения мысли.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
32
|
Фразеологизмы – неизменные
спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже
не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка
|
В словарном составе
современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся
в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный,
метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать
их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания
экспрессивности, выразительности текста.
|
Употребление фразеологизмов в
тексте.
|
33
|
Язык – это то, что человек
знает. Речь – это то, что человек умеет. А.
А. Мирошниченко
|
Язык – это система правил,
законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами,
которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда
человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает
носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на
практике.
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
34
|
Некоторые учёные даже
предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие
различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко
|
Устная речь – звучащая,
произносимая, неподготовленная. Для
неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность
изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и
выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и
тембр голоса, жесты, мимика говорящего.
Письменная речь –
написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е.
соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные
развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными
членами, вводными словами и др.).
|
Лексическое и грамматическое
явления.
|
35
|
Русский язык… обладает всеми
средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко
|
Язык позволяет выражать самые
разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к
тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью
выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя
|
Лексическое и грамматическое
явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
36
|
Функции абзаца тесно связаны
с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и
индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина
|
Абзац - это часть текста между двумя отступами,
или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи
различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е.
выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения
композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой,
так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой
принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем
отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
|
Функции абзаца.
|
Удачи на ГИА!
Комментариев нет:
Отправить комментарий