Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ГИА
по русскому языку
Что такое
«сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло
от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат.
lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого
сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о
различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах,
антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Как может быть
сформулировано задание С2? Формулировка задания, связанного с написанием
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась. В прошлом
году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее
высказыванию лингвиста Степанова. В 2013 году в задании С2 в каждом варианте
будут разные высказывания о языке. Многих волнует вопрос: какие именно
высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? Данная информация
оглашению не подлежит. Как сформулировано задание С2 в демоверсии? Внимательно
прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные
требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В
противном случае с вас снимут баллы. Пошаговая инструкция по написанию
сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте
высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2. Определяем
основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых
явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве,
выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в
русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,
антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли
синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и
функциях знаков препинания и т.д. Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении
необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и
выражения: автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает
сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает разбирает
подчёркивает ссылается на... останавливается на ... раскрывает содержание
отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что ... и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно
применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные
мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без
цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что
русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и
выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора
высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета
во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы
называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато
для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского
писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о
том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего
многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Шаг 4. Пишем
основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся
повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся
к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на
примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых
из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши
рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Таким
образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры
должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать
языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. В
прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой
- грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш
язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими
общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего
тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая
чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"
(предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение
33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное
состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык
обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования
слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов
- это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения
1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который
помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении
примеров можно использовать вводные слова "во-первых",
"во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5.
Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении,
но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким
образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу:
... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая
сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д. Например: Таким образом,
приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском
языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных
оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты
играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной,
точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора
текста. Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков: 1.
Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2.
Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую
часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум
3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с
количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.
Роль грамматических явлений (подготовка к заданию 15-1)
3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
Данный
материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (задание С2.1), где необходимо привести пример,
иллюстрирующий грамматические явления.
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
помогают
перечислить действия героев;
позволяют
увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
конкретизируют
признак предмета.
2. ОБРАЩЕНИЕ
2. ОБРАЩЕНИЕ
называет
собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну
краску.
выражает
к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную
функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
раскрывает авторское
представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам
пост.
в
лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое
настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...
3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
выражают оценку
говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение,
сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно,
бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по
сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть,
наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
выражают чувства говорящего
(радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к
счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к
изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час,
чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время
подвернулся губернатор.
указывают на связь
мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной
стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в
частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того,
например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была
постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
указывают
на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче
говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и
др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не
представляет отрадного зрелища.
указывают
на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо
выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно
сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень
рассчитывал на его помощь.
указывают
на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам,
по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с
точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего
порта остается два дня пути.
используются
также для привлечения внимания собеседника к
сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым
фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми,
поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость,
помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе,
позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить
взаперти.
4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
помогают конкретизировать определяемое
существительное, уточнить признак
предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
помогают
автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
помогают
автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать
содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП:Выросшие за
лето медвежата играли на камнях... (сравните:Медвежата, которые
выросли за лето, играли на камнях...)
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
помогают
автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался
город, с высокими домами, с шумом трамваев.
помогают
автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные
связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на
бродягу.
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
поясняют или уточняют нарицательное
существительное;
помогают
автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого
слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую,
холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и
махали, и повторяли мне вслед.
6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
выражают добавочное
действие к основному;
помогают
автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного
деепричастным оборотом;
помогают
автору выделить качество основного действия: Мне стало
невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
помогают
автору обозначить цель основного действия: Все толпились у
окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались,
что за растение, почему оно цветёт.
помогают
автору конкретизировать причину основного действия: Да,
несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле
вечно.
помогают
автору конкретизировать время основного действия: И лишь
повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
помогают
автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное
действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей
обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
помогают
автору сказать об условии основного действия: Но,внимательно
всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
помогают
автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается
действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел
бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом
деле?
помогают
автору сравнить одно с другим на основании общего для них
признака: Он уже горел вовсю, словно факел.
7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
несут
значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
помогают
автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не
видел ничего, кроме Таборки.
8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают
автору конкретизировать предшествующий член предложения:В соседнем
доме, на первом этаже, болел парнишка...
9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают
автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла
она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
помогают
автору внести дополнительные разъяснения или замечания:Рабочие
лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво
переговаривались и курили.
10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ССП
с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают
автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После
пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
ССП
с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ
ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие
события: Город кончался, и вскоре показалось море.
ССП
с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору
указать на чередование событий: То скрипнет дверь,то тихо
отворится калитка...
11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СПП
с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в
главной части: Я должен немедленно доказать ей, что
"предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет
хорошо.
СПП
с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак
существительного из главной части: Она не могла пройти
мимочеловека, который недомогал.
СПП
с придаточным времени помогают автору указать на время протекания
действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода
подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
СПП
с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой
выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не
умереть.
СПП
с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой
происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно
естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
СПП
с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором
действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой
рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают
автору показать одновременно происходящие события: Стояла
поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
помогают
автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы
дождались: позвонил папа.
помогают
автору указать на причину того, о чём говорится в первой
части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
помогают
автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в
вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
помогают
автору противопоставить два события: Лето припасает - зима
поедает.
помогают
автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором
говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.
помогают
автору указать на условие, при котором совершается действие во второй
части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
помогают
автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой
части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
помогают
автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь
упал.
помогают
автору сравнить события: Скажет слово - соловей
поёт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий