Сочинение- допуск 2019

Литература для итогового сочинения 2018-2019

Универсальная литература:
1.    «Война и мир», Л.Н. Толстой;
2.    «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский - кроме направления Искусство и ремесло.
Выберите нужное направление:
«Отцы и дети»
1.    «Гроза», А.Н. Островский
2.    «Война и мир», Л.Н. Толстой
3.    «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
4.    «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
5.    «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
6.    «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
7.    «Обломов», И.А. Гончаров
8.    «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
9.    «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
10.                      «Вишневый сад», А.П. Чехов
11.                      «В дурном обществе», В.Г. Короленко
12.                      «Детство», А.М. Горький
13.                      «Расплата», В. Тендряков
14.                      «Завтра была война», Б. Васильев
15.                      "Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин
16.                      "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов
17.                      «Горе от ума», А.С. Грибоедов
18.                      «Отцы и дети», И.С. Тургенев
19.                      К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

 «Мечта и реальность»
1.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
2.    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
3.    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
4.    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
5.    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
6.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
7.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
8.    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
9.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
10.                      А.Н. Островский, «Гроза»;
11.                      И.А. Гончаров, «Обломов»;
12.                      М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
13.                      Н.В. Гоголь, «Шинель».
 «Месть и великодушие»
1.    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
2.    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
3.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
4.    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
5.    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
6.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
7.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;
8.    В.М. Гаршин, «Трус»;
9.    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
10.                      Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
11.                      В.Л. Кондратьев «Сашка».
 «Искусство и ремесло»
1.    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
2.    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
3.    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
4.    М. Горький: «На дне»;
5.    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
6.    Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
7.    М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»;
8.    А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
9.    Н.С. Лесков «Левша».
 «Доброта и жестокость»
1.    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
2.    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
3.    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
4.    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
5.    В.П. Астафьев, «Людочка»;
6.    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
7.    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
8.    В.М. Шукшин, «Чудик»;
9.    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
10.                      Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
11.                      М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».


ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)
Менее 250 слов- не проверяют – 0 баллов.
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Сочинение состоит из трех  основных частей:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1.     Первый тезис+аргумент.
2.     Второй тезис+аргумент.
3.     Третий тезис+аргумент и т.д.
III. Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!
Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.
Элементы вступления
(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)
Примеры
Ключевые слова темы
Родители и дети …

Общие рассуждения о предмете речи
Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку  только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).
Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть, как мы помним,  состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ
Вариант
тезиса
Примеры
Прямое выражение главной мысли
Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.
АРГУМЕНТ
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.
Элемент аргумента
(перечисленные ниже элементы располагаются последовательно друг за другом)
Примеры
Обращение к произведению
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.
СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.
Варианты связки
Примеры
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.
Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?
Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Варианты заключения
Примеры
Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Призыв
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ
ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Вариант вступления
Примеры
Рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме
Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ
Варианты
тезиса (выбираем один из предложенных)
Примеры
Пример из жизни
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и  тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что…

Аналогия (сравнение с миром природы)
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Варианты заключения
(выбираем один из предложенных)
Примеры
Представляет собой  некую зарисовку, которая возвращает к вступлению
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Цитата
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света», - утверждал Цицерон.





Комментариев нет:

Отправить комментарий