9 класс Литература ОГЭ

Литература для школьников
 http://www.hallenna.narod.ru/GIA_slovo_knaz.html
Готовимся к ОГЭ
Продолжительность экзамена по литературе
для выпускников 9-ых классов
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 235 минут. Учащимся рекомендуется так распределить время: на выполнение заданий части 1 (3 задания к тексту) – 120 минут, на выполнение задания части 2 (сочинение) – оставшееся время.
Экзаменационная работа по литературе состоит
из двух частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Необходимо выбрать только один из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).

Всего в части 1 три задания. На первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2) предлагается дать ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3.или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений). Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

Часть 2 содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать только одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом на менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Распределение заданий по частям работы
Распределение заданий экзаменационной работы
по уровню сложности


Список произведений, необходимых при подготовке
к   ОГЭ-9   по литературе
3. Фонвизин Д.И.
Комедия "Недоросль"
4. Державин Г.Р.
Стихотворение "Властителям и судиям"
Стихотворение "Памятник"
Стихотворение "Река времён в своем стремленьи…"
5. Карамзин Н.М.
Повесть "Бедная Лиза"
7. Жуковский В.А.
Баллада "Лесной царь" (
сайт "Литература для школьников")
Стихотворение "Море"
Стихотворение "Невыразимое"
Баллада "Светлана" (
сайт "Литература для школьников")

8. Грибоедов А.С.
Комедия "Горе от ума" 
9. Пушкин А.С.
Стихотворение "Анчар"
Стихотворение "Бесы" (
сайт "Литература для школьников")
Стихотворение "Вакхическая песня"
Стихотворение "Зимнее утро"
Стихотворение "Зимняя дорога"
Стихотворение "И.И.Пущину"
Стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновенье...")
Стихотворение "К морю"
Стихотворение "К Чаадаеву" (
сайт "Литература для школьников")
Стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."
Стихотворение "Не пой, красавица, при мне..."
Стихотворение "Няне"
Стихотворение "Песнь о вещем Олеге"
Стихотворение "Пророк"
Стихотворение "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..")
Стихотворение "Туча"
Стихотворение "Я вас любил, любовь ещё быть может..."
Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Поэма "Цыганы"
"Повести Белкина": Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. 
Барышня-крестьянка 
Роман "Евгений Онегин"
Роман "Капитанская дочка"
10. Лермонтов М.Ю.
Стихотворение "Ангел"
Стихотворение "Бородино" (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Дума" (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "И скучно и грустно"
Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..."
Стихотворение "Листок"
Стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю..."
Стихотворение "Молитва" ("В минуту жизни трудную...") (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Парус"
Стихотворение "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал") (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Пророк"
Стихотворение "Родина"
Стихотворение "Смерть поэта" (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Три пальмы" (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Тучи"
Поэма "Мцыри" (
сайт "К уроку литературы")
Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Роман "Герой нашего времени"
12. Островский А.Н.
Пьеса "Свои люди – сочтёмся!"
Пьеса "Снегурочка"
13. Тургенев И.С.
Сборник "Записки охотника"
Повесть "Ася"
Повесть "Вешние воды"
Повесть "Первая любовь"
14. Тютчев Ф.И.
Стихотворение "Весенняя гроза"
Стихотворение "Есть в осени первоначальной..."
Стихотворение "Ещё шумел весёлый день..."
Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..."
Стихотворение "С поляны коршун поднялся..."
Стихотворение "Чародейкою Зимою..."
15. Фет А.А.
Стихотворение "Вечер"
Стихотворение "Ещё весны душистой нега..."
Стихотворение "Ласточки пропали..."
Стихотворение "На заре ты её не буди..."
Стихотворение "Учись у них – у дуба, у берёзы..."
16. Некрасов Н.А.
Стихотворение "Душно! Без счастья и воли..."
Стихотворение "Железная дорога" (
сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Тройка" (
сайт "К уроку литературы")
17. Салтыков-Щедрин М.Е.
Сказка "Дикий помещик" (
сайт "К уроку литературы")
Сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (
сайт "К уроку литературы")
Сказка "Премудрый пискарь"
18. Достоевский Ф.М.
Рассказ "Мальчик у Христа на ёлке"
Повесть "Бедные люди"
Повесть "Белые ночи"
19. Толстой Л.Н.
Рассказ "Кавказский пленник"
Повесть "Детство"
Повесть "Хаджи-Мурат"
20. Чехов А.П.
Рассказ "Смерть чиновника"
Рассказ "Толстый и тонкий"
Рассказ "Тоска"
Рассказ "Хамелеон"
21. Бунин И.А.
Рассказ "Косцы"
Рассказ "Танька"
23. Маяковский В.В.
Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"
Стихотворение "Прозаседавшиеся"
Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"
24. Есенин С.А.
Стихотворение "Берёза"
Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся..."
Стихотворение "Пороша"

26. Твардовский А.Т.
Поэма "Василий Тёркин" (
сайт "К уроку литературы")
27. Шукшин В.М.
Рассказ "Срезал"
Рассказ "Чудик"
28. Солженицын А.И.
Рассказ "Матрёнин двор"


Примерные ответы и сочинения
Слово о полку Игореве
Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
Вариант первый
Если "Слово..." содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, то почему же князь Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит его в финале произведения?
       Основным побуждением к походу для Игоря было желание защитить Русь. Он проявил мужество, верность брату в бою, попал в плен, где томится, тоскует по родной земле: "Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца".
       Князь Игорь рад своему возвращению на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без нее: «Тяжело голове без плеч, беда телу без головы». Всё это и побуждает автора славить Игоря.
       Русская земля оказывается не мстительной, а доброй, прощающей заблуждения. Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. Святослав в своём "золотом слове" скорбит о печалях Русской земли, но надеется на разум князей и добром вспоминает их заслуги и доблести.
       Добро оказывается основой и в плаче Ярославны, которая обращается к силам природы. Она упрекает Ветер, Днепр и Солнце. Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость слышатся в её голосе.
       Добро и в "золотом слове" Святослава, и в плаче Ярославны – норма, коренное свойство жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, на ратных доблестях Игоревой дружины, но и на этой вере в добро как основу мира.
Вариант второй
Идейная основа «Слова...» – призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю. В условиях феодальной раздробленности, когда все больше разгоралась распря между Мономаховичами и Ольговичами (князь Игорь как раз принадлежит к «храброму Олегову гнезду»), автор мечтает о союзе русских князей и мыслит Киев естественным центром Русской земли. Вот почему, отступая от исторической правды, он изображает киевского князя Святослава сильным и мудрым политиком.
       По убедительным предположениям современных исследователей, автор «Слова...» сам был приверженцем, а может быть, и членом «Олегова гнезда», а потому его задача осложнялась тем, что он должен был не только возвеличить своего князя, но и осудить его за опрометчивый поход, связанный не с общерусскими, а собственными эгоистическими интересами («добыть славу»). Вот почему образ князя Игоря так сложен и неоднозначен. В финале князь Игорь осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской.
       Автор вкладывает в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле. Не только этот фрагмент, но и многие другие страницы «Слова...» проникнуты патриотическим пафосом. Перед нами страстная и взволнованная речь патриота, полная веры в родину, гордости за нее и уверенности в ее светлом будущем.
       Автор «Слова...», осмысливая основные проблемы Руси той эпохи, ставил своей целью не только осудить распри между русскими князьями, повлекшие за собой раздробление и ослабление Руси, но и призвать Русь к единению.
       Поэтому "Слово... " заканчивается рассказом об успешном побеге Игоря из плена и возвращении домой, где его приветствует вся природа и вся Русь. Так автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего сына.
       Завершает текст прославление всех князей – Игоря, Всеволода и Владимира Игоревича. Финал уникален: прославление побежденного князя! Здесь мы видим оценку деятельности независимо от результатов деятельности. Слава достигается не удачей или политической мощью, но бесстрашием. Русские князья ведут свои полки на битву за «Русскую землю», они сражаются за «Русскую землю». Образы князей сознательно поэтизируются автором. Этим достигается главная цель произведения – призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.
Задания 2.1–2.4 (часть 2)
Часть 2 содержит четыре темы сочинений,
требующие развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать только одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом на менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
1. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
2.       Как связаны восход солнца на небе и возвращение князя Игоря в русскую землю?
3.       Каково авторское отношение к князю Игорю (По «Слову о полку Игореве»)?
4.       Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)
5.       Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
6.       Образ автора в «Слове о полку Игореве».
7.       Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
8.       Почему повествование о неудачном походе русских князей заканчивается их прославлением? (По «Слову о полку Игореве».)
9.       Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?


Фонвизин Д.И.
Карамзин Н.М.
Грибоедов А.С.
Жуковский В.А.
Пушкин А.С.
Лермонтов М.Ю.
Гоголь Н.В.
Тютчев Ф.И.
Фет А.А.




Комментариев нет:

Отправить комментарий